Выступление на педсовете "Коррекционные упражнения"

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

 

 

     Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся шко­лы 8 вида, ограничивают возможности их со­циальной адаптации и негативно отражаются на качестве воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим очевидна актуаль­ность проблемы психолого-педагогической поддержки эмоционального развития при интеллектуальной недостаточности. Но если теоретиче­ские аспекты данной проблемы в основном разработаны, то методическое обеспечение коррекционно - развивающей работы пред­ставлено явно недостаточно.

    В распоряжении учителя, воспитателя, пси­холога специальной (коррекционной) школы не всегда имеются эффективные средства, способствующие исправлению возможных нарушений эмоциональной сферы учащих­ся, а также развитию всех ее параметров. При этом ограничено и количество специальной литературы, включающей необходимую для решения этого вопроса информацию.  Пред­лагаемые вниманию    упражнения могут быть полезны при органи­зации коррекционно-воспитательного про­цесса в школе восьмого вида.

    На основании теоретического анализа и обобщения значительного объема экспери­ментальных данных, полученных в результате лонгитюдного исследования, была разработана технология психолого-педагогической поддержки эмоционального развития учащихся с нарушением интеллекта. Она объединяет  действенные методы развития личности учащихся со сниженным интеллектом, которых особое место занимает упражнения. В работах Л.С. Выготского, А.Н. Граб Г.М. Дульнева, А.С. Белкина и других  специалистов подчеркивается высокая эффективность этого метода воспитания   учащихся школы 8 вида. Являясь последовательным, вариативным повторением того или иного положительного действия, упражнение позволяет не только закрепить это действие, но и совершенствовать его, исправляя имеющиеся недостатки. Вместе с тем отмечается, что повторение более или менее результативно  лишь в том случае, если оно базируется на осознании школьником значимости повторяемого действия, а бессмысленное механическое использование различных коррекционных упражнений скорее из   нормального ребенка сделает умственно oтсталого,чем поможет в развитии личности ребенка  с нарушением интеллекта.   При выполнении упражнений важна индивидуальная форма  работы, она  обеспечивает  устойчивый контакт    педагога с учащимся, способствует установлению доверительных отношении, дает возможность тонко регулировать направление коррекционно-развивающего воздействия.  

      Под воздействием таких  упражнений в со­четании с другими формами работы инди­видуальные результаты учащихся заметно улучшались. Однако в реальной жизни по­зитивные изменения в эмоциональной сфере  учащихся проявлялись несколько слабее, чем в экспериментальной ситуации, что свя­зано с затруднениями таких школьников в осуществлении переноса усвоенного способа деятельности в новые условия.

     При выполнении упражнений учащиеся оперируют словесным, наглядным и прак­тическим материалом. Активный интерес стимулируется с помощью занимательной формы заданий и небольших поощрительных призов, создающих атмосферу успеха. Тем не менее, практически все  учащиеся без осо­бого энтузиазма относятся к упражнениям, требующим длительной концентрации и се­рьезных усилий.

     Упражнения носят развивающий характер,   направлены на преодоление личностной незрелости школьников, а также на развитие высших чувств и сохранных качеств эмоцио­нальной сферы. Например, упражнения «А где смеять­ся?», «Шутки разные бывают», «Твой люби­мый анекдот», «Нарочно не придумаешь», «Чтобы было смешно» и другие, включенные в технику по развитию чувства юмора и по­строенные на материале смешных картинок, высказываний, рассказов, анекдотов.

      Выполнение упражнения «А где смеять­ся?» предполагается выявление комического элемента в той или иной ситуации, в рисунке или рассказе, подбор аналогичных приме­ров из собственного опыта, и другие вариа­ции. Объем, содержание, эмоциональная насыщенность и сложность задания регу­лируется в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждо­го учащегося. Под воздействием данного упражнения учащиеся приходят к осозна­нию того, что многие люди считают смеш­ными одни и те же вещи.

     «Шутки разные бывают» - упражнение на классификацию стимульного материала. «Шутки разные бывают, веселят и обижают», - говорит  педагог, а затем предлагает школьнику распределить высказывания или картинки на две группы. Например, для уча­щихся 1-2 классов можно предложить такой набор картинок:

  • мальчик надел смешную маску;
  • к собачьему хвосту привязана кон­сервная банка;
  • девочка   с   завязанными   глазами (жмурки) поймала дерево;
  • мальчик плачет - нарядная подароч­ная коробка оказалась пустой;
  • девочка находит в портфеле живую мышку;
  • взрослый мужчина катается на дет­ском трехколесном велосипеде;
  • девочка вместо куклы укачивает до­вольного кота;
  • мальчик кладет на стул большую острую кнопку.

    По окончании работы проводится беседа об умении шутить, не обижая других людей. Во время беседы учащегося побуждают при­водить реальные случаи из школьной жизни, или из опыта его общения с внешкольным окружением.

В основе классификации могут быть и дру­гие признаки: живые или неживые объекты составляют основу комической ситуации, наличие или отсутствие неприятных послед­ствий, преднамеренность действий, вызыва­ющих смех и т.д.

      «Твой любимый анекдот» - школьника просят подумать и рассказать свой любимый анекдот. При этом может быть заданна определенная тема, например, о животных, о школе, о сказочных героях и т. д.  Педагог, в свою очередь, также предлагает вниманию учащегося один или несколько интересных анекдотов. Затем ученик получает бумагу, карандаш и выполняет рисунок на тему любого понравившегося ему сюжета, давая пояснения относительно замысла и деталей своей работы.

     Материалом для упражнения «Нарочно не придумаешь» служит описание реальных смешных случаев, в которых  учащейся принимал непосредственное участие. Взрос­лый «припоминает одну историю», или про­сит школьника рассказать что-нибудь смеш­ное из жизни его класса. Потом они совместно разбирают ситуацию, выясняют, что именно послужило поводом для смеха, и рассматри­вают различные варианты решения.

     Для выполнения упражнения «Чтобы было смешно» необходимы две коробки. В одной из них карточки с изображениями или названиями различных шуточных «подар­ков». Это могут быть кактус, дырявый баш­мак, ключ без замка, рукав от футболки, пуго­вица, сухая горошина, пластиковая бутылка, бумажный веер и т.д. Ученику предлагают на­угад взять из коробки какой-либо «подарок» и придумать для него смешное назначение, отвечая на вопрос «А что бы ты стал делать, если бы тебе подарили...?». Если школьник затрудняется в подборе ответа, он может вос­пользоваться подсказкой, которую также нау­гад следует взять из другой коробки: «Носить на голове», «Кормить рыбой», «Посадить на огороде и поливать почаще», «Учить читать», «Любоваться красотой» и т.д.

     Интересные упражнения  можно включать в техникуэмоциональных проявлений. Такие упражнения эффективно используется в работе и с младшими, и со старшими школь­никами. Рассмотрим некоторые из них.

     Выполняя упражнение «Директор шко­лы»,  ребята оценивают поведение и от­дельные поступки учащихся, поставив себя на место директора школы. Одни поступки они одобряют, за другие выносят порица­ния воображаемым школьникам. Нередко «строгому директору» предлагается при­нять решение относительно поступка, на­поминающего его собственную недавнюю шалость. Решения   необходимо объяв­лять с соответствующим выражением лица и интонациями голоса.

      «Справедливый учитель» - представив себя в роли учителя собственного класса, школьник оценивает собственныепоступки одноклассников. Могут рассматриваться как  реальные, так и вымышленные ситуации. При необходимости  педагог напоминает «учителю», что у него не должно быть любимчиков, поведение всех учащихся надо оценивать одинаково справедливо.

      «Я - это ты» - оценивая тот или иной поступок, школьник пытается поставить себя на место совершившего его человека,  самостоятельно или с помощью  взрослого он подбирает ответы на вопросы о том, почему некто повел себя именно так, и можно было поступить иначе.

      «За что и почему» - упражнение построено на работе с сюжетными картинками, и имеющими эмоционально насыщенное содержание. Причем на каждой картинке наряду с другими персонажами обязательно присутствуют дети примерно того же возраста, и сам ребенок. Например, разгневана учительница выводит ученика из класса, на лицах других детей удивление; родители с гордостью показывают восхищенным голосом рисунки своего ребенка; несколько учащихся  с возмущением что-то говорят мальчику (девочке) и т.д. Школьнику предъявляется картинка, он должен внимательно рассмотреть и дать пояснения относительно реакции окружающих на поведение своего сверстника, за что и почему с ним поступают тем или иным образом и правильно ли это.

      «Такой поступок мне к лицу» - взрослый поочередно называет различные поступки и действия (смастерить скворечник, нагрубить учителю, поиграть с малышом, дразнить собаку, подготовить к уроку доску, обидеть товарища, угостить друга конфетой, начать драку и т.д.). Школьник отвечает «Такой посту: мне к лицу» или «Подходит больше подлецу».  Педагог может попросить школьника пояснить свой ответ и, если это необходимо, оказывает помощь в выработке адекватного отношения к своим и чужим поступкам и поведению в целом.

      С большим удовольствием школьники всехвозрастных групп выполняют упражнения составляющие технику развития эмоционального диапазона. Эти упражнения стимулируют проявление позитивных переживаний и высших, социально обусловленных чувств, обогащают запас слов, обозначающих эмоци­ональные состояния, расширяют представле­ния школьников об эмоциях.

      Например, упражнение «Поделись радо­стью» позволяет учащимся повторно пере­жить позитивные эмоции. Ребята должны  вспомнить какое-то приятное и радостное событие из своей жизни, и составить о нем рассказ, или нарисовать картинку. По ходу работы  педагог оказывает помощь в уточнении представлений о позитивных пе­реживаниях, в подборе для них правильных словесных обозначений. Переключение на приятные воспоминания способствует не только расширению эмоционального диапа­зона, но и развитию умения управлять своим настроением.

   Веселое упражнение «Баранья голова». Учащемуся предлагается с самым серьезным и невозму­тимым видом отвечать этим словосочетанием на разные вопросы  ведущего, прида­вая ему правильные грамматические формы. Для старших школьников используется ва­риант упражнения, в котором они поочередно извлекают из специальной коробки карточки и зачитывают написанные на них вопросы. Например: Как зовут твоего друга? Что ты ел на завтрак? Что вы проходили по математи­ке? Твой любимый вид спорта? Где ты хочешь провести каникулы? Из чего делают тетради? И т.д. Варианты упражнения: «Любопытный нос», «Зеленая собака», «Ученая мартыш­ка» и др.

     Работая над упражнением «Добрые слова для всех»,  у учащихся развивают доброже­лательное отношение к окружающим людям, учат активному сопереживанию. Рассма­тривая с  педагогом сюжетные кар­тинки, или разбирая случаи из реальной жиз­ни, а также из книг и фильмов, они решают вопрос о том, какие именно слова было бы приятно услышать тому или иному человеку в конкретной ситуации.

      Упражнение «Знаю, умею, могу, другу в беде помогу» также направлено на развитие сочувствия, сопереживания, социально при­емлемого отношения к другим людям и к про­блемным ситуациям, связанным с межлич­ностным общением. Работая с вербальным или с наглядным материалом, школьник са­мостоятельно либо с помощью педагога подбирает различные варианты реше­ния проблемных ситуаций, в которых, якобы, оказались его друзья, знакомые. Например: поссорился с лучшим другом; нашел потерян­ную вещь и понял, что несправедливо обви­нил товарища; забыл необходимый для за­нятий предмет; потерял единственный ключ; узнал чужой секрет и т.д. Каждая ситуация рассматривается с разных сторон, после чего учащемуся предлагают дать тому или ино­му человеку дружеский совет о том как надо поступить.

      «Подбери другое слово» - учащемуся поо­чередно предлагаются карточки, на которых написаны предложения с повторяющимися словами, обозначающими эмоциональные со­стояния:

  • Грустная девочка грустно смотрела вслед улетающему шарику.
  • Сердитый пес сердито лаял на прохо­жих.
  • Миша радостно и радостно рассма­тривал подарки.
  • Во время грозы Саше было тревожно и тревожно. И т.д.

Школьника просят убрать повторы, заме­нить их другими, сходными по смыслу сло­вами (обозначающими то же либо близкое к нему состояние).

     Упражнение «Я могу назвать эмоции» также направлено на обогащение запаса слов, обозначающих эмоциональные состояния. Оно может использоваться для работы с уча­щимися начиная с 5 класса, поскольку школь­ники младших классов с ним практически не справляются. Перед учеником раскладывают перевернутые карточки (текстом вниз). Он должен произнести слова: «Я могу назвать эмоции, которые...», затем взять одну из кар­точек, прочитать текст и ответить на сформу­лированный таким образом вопрос. При этом его побуждают назвать как можно больше эмоций. Примерные варианты заданий: помо­гают мне общаться (мешают мне общаться); делают меня счастливым (мешают мне быть счастливым); мне нравится (не нравится) на­блюдать у других людей; я переживаю очень часто (редко); испытывает моя мама, когда я получаю пятерки; чувствуют многие люди, когда идет дождь и нельзя гулять и т.д.

Упражнения, направленные на развитие средств эмоциональной выразительности, вызывают у всех школьников особый интерес, и вместе с тем серьезные затруднения. Даже для многих старшеклассников успешное вы­полнение таких упражнений как «Это мой любимый кот», «Веселый мим», «Изобрази», «Надень маску», «Вверх по лестнице», может быть возможным лишь после длительных занятий.

      «Это мой любимый кот» - фраза, кото­рую учащийся должен произнести так, чтобы ее эмоциональное содержание соответство­вало следующим ситуациям: хозяин гладит довольного кота; кот принес хозяину пойман­ную мышь; мама бинтует хозяину поцарапан­ную котом руку; хозяин дает маме пояснения по поводу разбитой вазы; кот катается на лю­стре и т.д. Ситуации могут быть записаны на карточках либо представлены в картинках. Варианты упражнения «Молодец, всегда так делай», «Большое Вам спасибо», «У нас все по-старому» и т.д.

       Упражнение «Веселый мим» выполняется перед зеркалом. Сначала проводится размин­ка, в процессе которой ученику предлагают выполнить несколько простых мимических движений (широко улыбнуться, сдвинуть брови, поднять их, сморщить нос, расши­рить ноздри, поджать губы и т.д.). Потом за­дание усложняется, испытуемому следует отразить с помощью мимики определенные эмоциональные состояния (сделать веселое, злое, испуганное,удивленное, безразличное, виноватое лицо). Затем его просят состроить зеркалу рожицу, которая могла бы кого-либо насмешить, испугать, разозлить, опечалить, пристыдить и т.д. И в заключение он получает одну или несколько фотографий и пытается повторить зафиксированные на них проявле­ния эмоциональной экспрессии. Для младших школьников лучше использовать картинки с изображением, например, клоуна.

      «Изобрази» - упражнение, которое может выполняться с речевым сопровождением или без него. В зависимости от возраста и уровня эмоционального развития  школьника ему предлагается изобразить самого себя, других людей и животных в различных эмоциональ­но насыщенных ситуациях. Например: полу­чил подарок; не пускают гулять; мама сердит­ся; учитель пришел в класс и увидел, что все ученики сбежали; кот стащил со стола рыбу; собака встречает дома своего хозяина; увидел в тетради плохую отметку; мышка смотрит на спящую кошку; красавица перед зеркалом, трусишка в темной комнате и т.д.

Другое упражнение «Надень маску» разви­вает не только способность адекватно выра­жать собственные эмоции, но и распознавать переживания других людей. Суть упражне­ния состоит в том, что школьник совместно с педагогом рассматривает сюжетные картинки, обсуждая при этом их эмоциональ­ное содержание. Потом он выбирает из них одну, наиболее понравившуюся и человека, на месте которого ему хотелось бы видеть себя. Школьника просят надеть волшебную невидимую маску этого человека, повторить выражение лица, рассказать о его чувствах.  Педагог задает наводящие вопросы, позволяющие ученику раскрыть свое отноше­ние к ситуации, изображенной на картинке, к выбранному персонажу, охарактеризовать его эмоциональное состояние, выяснить при­чины этого состояния. Количество и темати­ка картинок для каждого конкретного уча­щегося определяется индивидуально. Могут использоваться изображения как реальных, так и сказочных сюжетов.

       Работа над упражнением «Вверх по лест­нице» способствует развитию у школьников умения выражать и распознавать эмоцио­нальные проявления различные по интенсив­ности. На листе бумаги рисуют лестницу из трех ступенек и объясняют учащемуся, что на нижнюю ступеньку следует помещать карточ­ки, на которых отражено слабое проявление того или иного чувства, на среднюю - карточ­ки с более ярко выраженными признаками. На верхней ступеньке должны быть карточки, на которых изображены наиболее интенсив­ные эмоции. Затем поочередно работают с не­сколькими наборами карточек. Каждый набор соответствует определенному эмоционально­му состоянию и включает три карточки с изо­бражениями человеческих лиц. В процессе работы школьника просят не просто поме­щать карточки на ступеньки лестницы, но и датьобозначения того или иного состояния и его интенсивности (веселый, еще веселее, самый веселый; слегка испуганный, испуганный, очень испуганный и т.д.) При этом  педагог обращает внимание ученика на внешние признаки эмоций, про­являющиеся в мимике. На следующем этапе выполнения данного упражнения учащийся перед зеркалом повторяет мимическое выра­жение эмоциональные состояний, различных по своей интенсивности (сделай немного оби­женное, обиженное, очень обиженное лицо).

     Итак, упражнения, способствующие раз­витию различных параметров эмоциональ­ной сферы школьников с нарушением интеллекта, являются необходимым элементом воспита­тельной работы в школе восьмого вида. Не менее важны и коррекционные упражнения, которые должны подбираться и разрабаты­ваться в соответствии с индивидуальным своеобразием нарушения эмоционального компонента психики.

Например, для преодоления повышенной тревожности, иррациональных страхов могут быть рекомендованы такие упражнения как «Нарисуй свой страх», «Страшные сказки», «Не боюсь темноты», «Испуганное лицо», «Добрый совет», «Воздушный шар» и др.

       «Нарисуй свой страх» - это задание, свя­занное с творческой изобразительной дея­тельностью. В течение некоторого времени ученик рисует, давая пояснение по поводу замысла, деталей и цветовой гаммы рисунка. Взрослый может ненавязчиво комментиро­вать его работу, снижая интенсивность нега­тивного переживания: «Как здорово, что ты нарисовал свой страх в виде черной тучи. Ви­дишь, вот в этом месте просматривается свет­лое пятно. Значит, туча скоро растает», «Я бы такого забавного зверя взяла домой и держа­ла вместо котенка», «Ты так решительно на­жимаешь на карандаш, что страх сам сейчас испугается и сбежит» и т.д. По окончании ра­боты рисунок следует уничтожить, победить свой страх. Вместо листа бумаги можно ис­пользовать воздушный шарик, мел и доску, запотевшее зеркало и т.д.

      «Страшные сказки» - взрослый совмест­но с учащимся разбирает различные случаи из жизни, приводимые ребенком истории и различные установки, вызывающие у него тревогу и страх. Обращают внимание на то, что именно и почему в данной ситуации вы­зывает страх, и насколько эта эмоция соот­ветствует реальной действительности. Как правило, после обсуждения интенсивность эмоционального воздействия тех или иных объектов заметно снижается.

       Упражнение «Не боюсь темноты» состо­ит в том, что ученику предлагают вслух или шепотом повторить эту фразу определенное количество раз. В то время как его сознание фиксируется на счете, подсознание програм­мируется на защищенность. Это упражнение может выполняться и в присутствии взросло­го и самостоятельно перед сном, когда школь­ник уже    находится в постели. Во время со­вместной работы задание иногда усложняют, предлагая ему сопровождать каждую фразу перемещением спички, косточки на счетах, бусинки и т.д. Вместо слова «темнота» может быть назван любой объект, вызывающий у школьника безотчетный страх.

      «Испуганное лицо» - сначала проводится обычная ролевая гимнастика перед зеркалом, причем с помощью мимики и жестов могут изображаться самые разные эмоции, затем внимание школьника концентрируется имен­но на мимическом и пантомимическом выра­жении страха. Ему задают вопросы, связанные с его страхами, но просят сосредоточиться исключительно на внешней выразительности лица и позы. Очень скоро он начинает весело смеяться. Школьнику объясняют, что в мо­мент переживания беспричинного страха ему следует с помощью языка лица и тела изобра­зить испуганного человека, представить, как это выглядит. Затем сделать удивленное, весе­лое лицо и выполнять упражнение до тех пор, пока неприятное переживание не отступит.

     «Добрый совет» - взрослый и ребенок меняются ролями. Ученику предлагают представить, что перед ним человек, совер­шенно необоснованно боящийся, например, темноты (обычно говорят о том, чего боит­ся сам ребенок). Школьник должен объяс­нить педагогу, что ему нечего бояться, что сама по себе темнота никакой опасности не представляет. Взрослый может «посовето­ваться» с учеником и по поводу того, как из­бавить от страха перед темнотой свою дочь, соседскую девочку.

     «Воздушный шар» - школьника просят представить, что он находится как бы вну­три большого воздушного шара, невидимые стены которого надежно защищают от лю­бой опасности. Этот образ можно закрепить с помощью рисования и учить использовать в качестве механизма психологической защиты при переживании иррациональных страхов.

Ряд интересных упражнений помогает учащимся избегать аффективных вспышек, преодолевать агрессивные тенденции, кон­тролировать свои чувства, сохранять эмоцио­нальное равновесие («Получай, противная подушка», «Посчитай до десяти», «Письмо обидчику», «Чудо-Юдо», «Меня это не каса­ется» и др.).

   Упражнение «Получай, противная по­душка» учащиеся выполняют с большим удовольствием, поскольку оно снимает на­пряжение и способствует достижению эмо­циональной разрядки. Произнося заданную фразу, следует бить и пинать ногами большую упругую подушку. Время от времени   взрослый предлагает ему узнать, что «от­вечает» подушка. Может использоваться маг­нитофонная запись (писклявый голос) или карточки. Содержание ответов может быть шутливо-критическим - «Бей еще», «Мне мало», «Стукни сильнее», или одобритель­ным - «Вот это удар», «Да ты настоящий бок­сер», «Ну и кулаки» т.д. Обычно 5-7 минут такойпсихологической разгрузки оказывает­ся достаточно, чтобы снять эмоциональное возбуждение и перейти к более спокойным упражнениям.

    «Посчитай до десяти» - перед тем, как ответить на грубую шутку или совершить какое-либо действие, которое может оказать­ся обидным для других людей, ученику пред­лагается попытаться взять себя в руки и про­сто посчитать до 10. В процессе работы над этим упражнением он на конкретных приме­рах убеждается в том, что оно помогает избе­жать многих неприятностей.

Для учащихся старших классов будет по­лезным упражнение «Письмо обидчику», ко­торое позволяет осмыслить свои пережива­ния и отношения и в определенной степени контролировать их. Суть упражнения сво­дится к тому, что школьнику, недовольному поведением кого-либо из одноклассников или взрослых людей, предлагают взять лист бумаги и, не стесняясь, написать обидчику все, что он о нем думает. Поясняют, что со­держание письма не выйдет за пределы ка­бинета и не подлежит критике со стороны  педагога. Работа над письмом по­глощает энергию негативного переживания, снижая его интенсивность. По окончании работы письмо убирают, через какое-то вре­мя (несколько дней) снова читают и беседу­ют о его содержании, а также об отношении автора к адресату. Ученик отмечает, какие моменты в письме он продолжает считать справедливыми, а что хотел бы изменить. Затем письмо уничтожают.

    Упражнение «Чудо-Юдо» направлено на решение аналогичных задач, но, в отличие от предыдущего, может использоваться в работе и со старшими, и с младшими школьниками. Роль психологического громоотвода в данном случае играет процесс и продукт изобрази­тельной деятельности. Ученику предлагают нарисовать портрет своего обидчика или вы­лепить его из пластилина, поясняя, что мож­но и желательно придать изображению кари­катурный вид. Затем уже готовому портрету можно рассказать, почему его нарисовали таким «красивым». Когда обида пройдет, пор­трет выбрасывают.

   «Меня это не касается» - упражнение развивает у школьников умение защищаться от негативной информации, не принимать ее на свой счет, и, соответственно, не реагиро­вать на нее проявлениями грубости и агрес­сии. Например, поясняют школьнику, зачем грубить в ответ на слово «дурак», если ты та­ковым неявляешься. Надо твердо и решитель­но сказать себе, что «меня это не касается» и реагировать так, будто это слово адресовано другому человеку. Упражнение выполняется на материале реальных и вымышленных си­туаций, в которых ученику предоставляется возможность нейтрализовать конфликтогенный посыл.

       Упражнения, способствующие коррекции эмоционального развития учащихся школы восьмого вида.

      «Оптимист» («Могло быть хуже») - за­дание направлено на преодоление подавлен­ного, негативного фона настроения, на выра­ботку позитивного отношения к окружающей действительности. Подбирается серия карти­нок и вербальных описаний различных си­туаций, обычно вызывающих у людей непри­ятные переживания. Школьнику поочередно предлагают рассмотреть каждую ситуацию с оптимистической точки зрения, доказать, что в данном случае нет серьезного повода для переживаний, потому что могло быть еще хуже. Например, ребенок упал в лужу, испач­кал одежду и горько плачет.  Он мог бы по­раниться, а одежду легко привести в порядок. Мама ругает огорченного сына за серьезный проступок.  Сыну следует сделать правиль­ные выводы, так как в следующий раз его мо­гут лишить и обещанной поездки к бабушке и т.д. При необходимости взрослый оказы­вает помощь, подводя учащегося к понима­нию того, что наши эмоции лишь частично определяются внешними воздействиями. К любым явлениям окружающей действитель­ности можно относиться по-разному.

     «Мусорная корзина» - помогает избавить­ся от неприятных переживаний, затрудняю­щих общение со взрослыми и сверстниками. Ученика просят записать или нарисовать на бумаге то, что вызывает у него негативные эмоции. Обычно речь идет о событиях не­скольких последних дней. Затем следует вы­бросить лист в мусорную корзину, искренне пожелав при этом, чтоб туда же отправились и сами неприятные переживания.

     «В подарок маме» - методом словесного рисования школьнику предлагается пригото­витдля мамы такой подарок, о котором она только могла бы мечтать. Потом придумать и описать саму ситуацию преподнесения это­го подарка, возможные варианты ответной реакции. Таким же образом можно обыграть подарки для других членов семьи, друзей, лю­бимой учительницы и т.д.

     «Развесели грустного клоуна» - упражне­ние для младших школьников. Учащемуся говорят, что когда человеку грустно, люди на фотографиях и картинках ему тоже могут ка­заться печальными, а если настроение у него хорошее, то лица людей выглядят веселее. По­казывают рисунок с изображением клоуна (выражение лица эмоционально нейтраль­ное). По-моему,  говорит взрослый,  этот клоун сегодня грустный. Если школьник с ним согласен, его просят придумать и расска­зать что-то такое, что могло бы развеселить клоуна.

Итак, упражнение является важным ме­тодом воздействия на эмоциональную сфе­ру учащихся школы восьмого вида. Его эф­фективность обусловлена индивидуальной формой работы, обеспечивающей устойчи­вый контакт и доверительные взаимоотно­шения с воспитанником; максимальной на­правленностью на преодоление возможных негативных тенденций, сопутствующих раз­витию личности.

      Следует подчеркнуть, что многократное, и даже вариативное повторение тех или иных упражнений не должно быть самоцелью, но данному методу, бесспорно, необходимо уделить особое внимание при разработке как общих, так и индивидуальных программ психолого-педагогической поддержки эмо­ционального развития учащихся с наруше­нием интеллекта.

Новости

 

Авторизация