Выступление на общешкольном родительском собрании

Выступление на общешкольном родительском собрании:

“Воспитанием дитя занимайтесь не шутя...”

“У ребенка одна модель мужчины и женщины – его отец и мать.
Всегда, в течение всей жизни, сыновьи глаза взирают на наши души”.
(Э. Базен, французский писатель)

Задачи:

  • показать родителям важность и значимость семейного воспитания;
  • познакомить родителей с методами, приемами и стилями семейного воспитания.

     Уважаемые родители, наша встреча сегодня посвящена теме  семейного воспитания. А что же такое воспитание?

          Воспитание-процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

        Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.

         Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность.

       Характеризуя методы воздействия на сознание, следует, прежде всего, выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.

Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым (“сделай”, “сходи”, “убери”) и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать.

Родителям нужно помнить, что требование – распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:

  • в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;
  • распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;
  • распоряжение должно отдаваться доброжелательно;
  • нельзя проявлять педантизм, нужно считаться с просьбами и делами детей.Уступать, но не отменять: “хорошо, не можешь сегодня – сделай завтра”.

       Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.

        Перед родителями часто встает еще один  вопрос: какой мой родительский авторитет? Насколько он силен и продуктивен?

        Авторитет - это источник нравственной силы, к которому обращаешься в случаях неуверенности, колебаний, когда не знаешь, какое решение принять.

       Когда в ребенке развивается его нравственное сознание, авторитет родителей устанавливает границы между тем, что "плохо," и тем, что "хорошо," между беспорядочными порывами, случайным "А я хочу!" и трезвым "Сейчас нельзя!" или "Так надо!"

              Авторитет родителей – это влияние на детей, основанное на их уважении и любви к родителям, доверии к жизненному опыту, словам, поступкам взрослых. Дети ценят высокие моральные качества родителей: мужество, честность, скромность, справедливость, доброжелательность. Даже в малом дети стремятся быть похожими на своих родителей. В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.

        В методах формированиянравственного поведения главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения; наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, упражнения в хороших делах. Можно применить метод естественных последствий: “Насорил - убери”, “Поломал – почини”.

         При использовании метода стимулирования поведения многие родители подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда – то воспитывали. “Меня отец бил, и я благославляю его руку, потому что благодаря этому стал порядочным человеком”, - говорят некоторые самодовольные родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижения и побои. “Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно”. Наказание выполняет роль возмездия. Такие дети потом сами начинают унижать других, в них развивается жестокость, агрессивность.

        Родительский труд очень тяжёл. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования.

           Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и ваши с ним отношения. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви и ответственности, заботе и уважению. Послушайте притчу.

Народная сказка-притча о Человеке-Пустоцвете

           Любил тот человек петь, веселиться, но не мог долго задерживаться на одном месте – все время переезжал с зеленой нивы в цветущий сад, с цветущего сада в тенистую рощу. И вот родился у него сын. Повесил Человек-Пустоцвет колыбельку на дубовую ветку и сидит, поёт. А сын не по дням, а по часам растёт. Выпрыгнул из колыбельки, подошёл к отцу и говорит:

- Отец, покажите мне, что вы сделали собственными руками.

Удивился отец таким мудрым речам своего сына, улыбнулся. Подумал, что же показать сыну? Ждёт сын, а отец молчит, и петь перестал. Смотрит сын на высокий дуб.

- Может быть, это вы посадили дуб?

Склонил отец голову, молчит. Повел сын отца в поле, смотрит на полный колос пшеницы, спрашивает:

- Может быть, вы вырастили колос?

Ещё ниже опустил отец голову, молчит. Пришёл сын с отцом к глубокому пруду, смотрит сын на синее небо, отразившееся в воде, и говорит:

- Отец, скажите мудрое слово…

А Человек-Пустоцвет не только руками ничего не может делать, но и слова мудрого сказать не может. Ещё ниже опустил голову, молчит…

Так и превратился он в траву – пустоцвет. Цветет она с весны до осени, а ни плодов, ни семян не даёт.

 

          Как величайшее горе, бойтесь родители войти в жизнь пустоцветом. Чтобы не было стыдно перед сыном или дочерью за бесцельно прожитую жизнь. Мало родить, нужно ещё воспитать, воспитать личность значимую.

              Великий педагог Антон Семенович Макаренко сказал: "Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наше счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".  

                                       Памятка для родителей

  • Будьте внимательны к свому ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  • Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
  • Умейте принимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
  • Предъявляйте к ребенку разумные требования.
  • Не критикуйте действия учителей и воспитателей в присутствии ребенка, а предъявите свое неудовольствие при личной встрече с ними.
  • Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
  • Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом и т.д.
  • Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.  
  • Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих “да” и “нет”.
  • Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и во взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!
  • Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся,

умных и благородных детей!

          А сейчас мы с вами узнаем, какие вы родители. Предлагается тест “Какой ты родитель?”,в котором они должны отметить наиболее часто употребляемые фразы.

Тест “Какой ты родитель?”

Сколько раз тебе повторять!

2

Посоветуй мне, пожалуйста!

1

Не знаю, что бы я без тебя делала!

1

И в кого это ты только уродился?

2

Какие мы замечательные друзья!

1

Ну на кого же ты похож?

2

Вот я в твое время

2

Ты моя опора и помощник!

1

Ну что за друзья у тебя?

2

О чем ты только думаешь?

2

Ах, какая ты у меня умница!

1

А как ты считаешь, сынок?

1

У всех дети, как дети, а ты…

2

Какой ты у меня сообразительный!

1

 

Родители выполнили тест. Подсчитали набранное количество баллов. После этого дается ключ теста.

Результаты теста

7-8баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

9 -10баллов – вы непоследовательны в общении со своим ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

            Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ!

           Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда педагоги школы и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье.

           

В семейной жизни всем желаем счастья!
Пусть ваши дети крепко любят вас!
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час!

 

Литература

1.Н.Ф.Дик. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2007.

2.Ж.И.Мицкевич. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей.– Минск,2002 3.Н.А.Максименко. Дарите детям любовь. – Волгоград: Учитель,2006.

4.Л.И. Саляхова. Настольная книга классного руководителя. – М.: Глобус,2007.

5.Е.О.Яременко Е.К.Лобачева. Родительские собрания. – М.: Экзамен, 2009.

 6. И.А.Каиров О.С. Богданова. Азбука нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 1975.

 

Новости

"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"

Уважаемые родители!

В Управлении образования работает постоянно действующая муниципальная «горячая линия» по вопросам, касающимся общего образования (приобретение учебников, конфликтные ситуации, незаконные сборы денежных средств в общеобразовательных организациях, добровольные пожертвования и пр.). Ознакомиться можно здесь…

Обращаться с вопросами можно по телефонам:

5-18-75(Фольгенова Оксана Сергеевна, начальник Управления образования)

5-27-51(Олленбергер Анна Константиновна, начальник организационно-педагогического отдела Управления образования)

График приёма граждан по личным вопросам: понедельник с 8.00 до 12.00 (Фольгенова О.С.)

Кроме этого Вы можете написать начальнику Управления образования в личную электронную приемную здесь...

Авторизация