Аналитический отчёт педагога-психолога за 2017 – 2018 учебный год

Аналитический отчёт

педагога-психолога за  2017 – 2018 учебный год.

       Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года соответственно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога.

ЦЕЛЬ работы:   обеспечение психологической поддержки педагогического процесса в образовательном учреждении по развитию личности учащихся, содействовать работе по адаптации учащихся к условиям современного общества.

ЗАДАЧИ:

  1. создание благоприятного для развития детей психологического климата;
  2. использование новых методов социальной адаптации детям с тяжелым нарушением интеллекта;
  3. эффективное взаимодействие с педагогами по решению проблем учебного взаимодействия педагог – ученик – сверстники;
  4. оказание профилактической и корригирующей помощи детям, входящим в «группу риска» и состоящим на внутришкольном учете.

      Для достижения данных задач проводилась работа в нескольких направлениях.

  1. Проведение диагностической работы.
  2. Работа с педагогическим коллективом.
  3. Активное взаимодействие с учащимися.
  4. Организация коррекционно – развивающей работы с учащимися.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение  воспитанников  входящих в «группу риска». 

         В течение года работа проводилась по трём основным направлениям: сопровождение, профилактика, коррекция. 

       В рамках психолого-педагогического сопровождения учебно - воспитательного процесса в этом году проводились следующие диагностики:

1. Эмоциональное состояние воспитанников. Использовались методики В.А. Кореневской 1- 4 классы «Сказка», 5 – 9 классы «Пляшущие человечки», проективные методики «Несуществующее животное», «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек».

 

Эмоциональное состояние

Начало учебного года

Конец учебного года

Класс

Кол-во

уч-ся

Уровни

Кол-во уч-ся

Уровни 

Высокий

Средний

 

Низкий

Высокий

Средний

 

Низкий

1

11

3 уч-ся

24%

7 уч-ся

68%

1уч-ся

8%

11

2уч-ся

12%

5уч-ся

52%

4 уч-ся

36%

2

12

1 уч-ся

8%

6уч-ся

50%

5 уч-ся

42%

12

-

7 уч-ся

58%

5 уч-ся

42%

 

11

8 уч-ся

73%

2 уч-ся

18%

1 уч-ся

9%

11

8 уч-ся

73%

-

3 уч-ся 27%

11

4 уч-ся 36%

7 уч-ся 64%

-

10

4 уч-ся 40%

6 уч-ся 60%

-

4

12

5 уч-ся

42%

7 уч-ся

58%

-

12

3 уч-ся 24%

7  уч-ся

60%

2 уч-ся

16%

8

7уч-ся

87.5%

1уч-ся

12.5%

-

8

7 уч-ся 87.5%

1уч-ся 12.5%

-

10

2 уч-ся

20%

8уч-ся

80%

-

11

1 уч-ся

9%

9 уч-ся

82%

1 уч-ся

9%

6

11

3 уч-ся

27%

8 уч-ся

73%

-

10

8уч-ся

80%

2 уч-ся

20%

-

7

12

5 уч-ся

42%

4 уч-ся

33%

3уч-ся

25%

14

6уч-ся

43%

6 уч-ся

43%

2 уч-ся

14%

8

 

12

2 уч-ся

16%

7 уч-ся

60%

3уч-ся

24%

11

2 уч-ся

18%

9 уч-ся

82%

-

9

 

9

7 уч-ся

78%

2 уч-ся

22%

-

9

9 уч-ся

100%

-

-

Всего

119

47 уч-ся

39%

59уч-ся

50%

13 уч-ся

11%

119

50 уч-ся

42%

52 уч-ся

43%

17 уч-ся

15%

       Результаты диагностики показали, что эмоциональное состояние учащихся в  некоторых классах не стабильно, в связи с этим намечен ряд работ по стабилизации эмоционального состояния детей и  подростков. В общем, динамика эмоционального благополучия по школе положительная.

   2.  Проведена работа по адаптации обучающихся 1, 5А и 5Б классов     (посещение открытых уроков, диагностика учеников, беседы-консультации с учителями, воспитателями, выявление и коррекционная работа по предупреждению дезадаптации). Проводились занятия с играми, релаксациями, арттерапия.    Результаты диагностики:

Уровень адаптации

Начало учебного года

Конец учебного года

Класс

Кол-во уч-ся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во уч-ся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

14

15%   2уч-ся

50%

7 уч-ся

35%

5 уч-ся

13

23%  3уч-ся

54%

7уч-ся

23% 3уч-ся

8

100%

8 уч-ся

-

-

8

100%

8уч-ся

-

-

11

64% 7уч-ся

36%  4уч-ся

-

11

73%       8 уч-ся

27%        3 уч-ся

-

   

         С    детьми 1 класса проводились занятия по программе «Маленькие ступеньки». Данная программа направлена на адаптацию учащихся к новым школьным условиям, формирование навыков общения, на  развитие эмоциональной сферы. Воспитанники 5-х классов занимались по программе «Новая ступень». Целью программы является адаптация учащихся к новым школьным условиям; формирование коммуникативных навыков; стабилизация эмоционального состояния.

      Следует отметить, что положительная динамика адаптации в данном учебном году прослеживается в пятых классах. В 1 классе процесс адаптации протекал более сложно. Данные результаты диагностики обсуждались с классными руководителями и воспитателями этих классов.    

3. С учащимися 2-4 и 6-9 классов была проведена диагностика школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация

Класс

Кол-во уч-ся

Выраженная ШД

Наличие ШД

Угроза ШД

Отсутствие ШД

2

12

-

-

6 уч-ся    50%

6 уч-ся     50%

11

-

-

4 уч-ся    36%

7 уч-ся    64%

11

-

-

4 уч-ся    32%

7 уч-ся     68%

4

12

-

-

2 уч-ся     16%

10 уч-ся     84%

6

11

-

-

1 уч-ся      9%

10 уч-ся    91%

7

13

-

-

-

13 уч-ся    100%

8

11

-

-

3уч-ся    25%

9 уч-ся    75%

9

 

10

-

-

-

9 уч-ся    100%

Всего приняли участие

91

-

-

20 уч-ся       22%

71 уч-ся      78%

  1. С учащимися 1 класса в начале и в конце учебного года проведена диагностика готовности к школьному обучению. 

Готовность к школьному обучению (познавательные и   интеллектуальные способности)

Начало учебного года

Конец учебного года

Класс

Кол-во уч-ся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во уч-ся

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

14

-

57%      8 уч-ся

47%     6 уч-ся

13

-

85%      11 уч-ся

15%         2 уч-ся

 

     По результатам диагностики у основной части учащихся прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов, моторных навыков, сенсорных эталонов.

5. Хочу отметить, что для родителей оформлен стенд «Родителям и детям», подготовлены диагностики, подобран материал для родительских лекториев.

6. Одним из важных компонентов психологического сопровождения являются  коррекционные занятия в 1-4 классах по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Результаты диагностики усвоения программного материала по развитию психомоторики и сенсорных процессов на конец учебного года

Класс

Количество

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Не усвоил(а)

программный

материал

1

14

14% (2 уч-ся)

50% (7 уч-ся)

14% (2 уч-ся)

22% (3 уч-ся)

2

12

50% (6уч-ся)

41% (5 уч-ся)

9% (1 уч-ся)

-

11

54% (6 уч-ся)

46% (5 уч-ся)

-

-

3 Б

10

40% (4 уч-ся)

50% (5 уч-ся)

10% (1 уч-ся)

-

4

12

41% (5уч-ся)

50% (6 уч-ся)

9% (1 уч-ся)

-

Всего

59

39% (23 уч-ся)

47% (28 уч-ся)

8% (5уч-ся)

5% (3 уч-ся)

 

 

7. В течение учебного года с учащимися проводиласьгрупповая коррекционно-развивающая и тренинговая работа  по программам дополнительного обучения.  

Групповая коррекционно-развивающая, тренинговая работа.

Название программы, тренинга

Класс

Кол-во учащихся

Кол-во занятий

1.

Программа групповых занятий «Маленькие ступеньки» (развитие навыков общения, эмоциональной сферы)

1

12

16

2.

Тренинг на профилактику школьной дезадаптации  «Успешный ученик»

4

 12

13

3.

Программа групповых занятий «Новая ступень» (адаптация к новым школьным условиям)

5 А, 5Б

19

16

4.

 «Профессиональное самоопределение» 

9

9

 7

 

 Общее количество

 

 52

52

      Результатом данной работы явилось то, что ребята первого и пятого класса успешно прошли адаптацию к новым школьным условиям. Среди воспитанников сократилось число конфликтов.    Но ещё остаются некоторые проблемы (в общем, по школе): межличностные конфликты, правонарушения, низкий уровень учебной мотивации у некоторых учащихся.

8. Исследования и диагностика

%

Название и цель исследования

Класс

Кол-во человек

1.

Диагностика готовности к школьному обучению

1

14

2.

Определение степени адаптации

1

12

3.

Определение степени адаптации

5А и 5Б

8 и 11

4.

Межличностные отношения

1 - 9

119

5.

Эмоциональное состояние учащихся

1 - 9

119

6.

 Школьная дезадаптация

 2- 4, 6 - 9

91

7.

Адаптация к новым школьным условиям

1, 5А, 5Б

32

8.

Индивидуальная диагностика по запросу (вновь прибывшие дети, проблемы в поведении, диагностика страхов,  определение суицидальной направленности и т.п.)

 7, 9, 5А, 1, 3Б,5Б, 3А, 2.

21

                   За 2017 -2018 учебный год проведено 50  диагностик, из них 38 по плану,  12 по запросу. С участниками образовательного процесса проводились консультации. Консультирование проводилось по проблемам: агрессивности, проблемам общения,   школьной неуспеваемости,    по вопросам развития. Обобщив результат можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы:

       1) связанные с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме;

       2) с проблемами адаптации.

              Всего было проведено 50 консультаций, из них по плану 38 и по запросу 12.

              Ориентируясь на это, я планирую в новом учебном году продолжать работу по формированию толерантности и профилактике дезадаптации  учащихся, стабилизации эмоционального состояния через реализацию дополнительных программ, классных часов по запросам классных руководителей. Запланировать комплексную работу по профориентации (диагностика интересов, склонностей, пожеланий и успешности учащихся).  

  В данном учебном году проводилась работа по самообразования, а именно: изучала специальную литературу, посещала районные и областные семинары. Участвовала в работе методического объединения учителей, где подготовила доклад «Психологические аспекты развития речи умственно-отсталых школьников». Провела на педагогическом совете тестирование педколлектива на стрессоустойчивость, так же провела тренинг для повышения стрессоустойчивости.

В декабре приготовила доклад на общешкольное родительское собрание на тему «Агрессивность и жестокость в детской среде».  Подготовила открытое занятие с учащимися 1 класса по теме «День рождения медвежонка» по развитию  зрительного и слухового восприятия через операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Принимала участие в работе школьного ПМПк. На сайте сети интернет размещала материалы родительских собраний,  материал групповых  и коррекционных занятий с учащимися. 

Проведена работа в оформлении кабинета, документации, оформлении коррекционно-развивающих занятий. Для успешной организации образовательного процесса   приобретены дополнительные развивающие настольные игры: «Шестерёнки», «Балансирующие блоки», объемный  конструктор «Собери-ка», мини-лабиринт для развития мелкой моторики. Были заменены старые резиновые массажные мячи на новые.

ВЫВОДЫ                                                                                                                                                                                                                                     В течение этого года велась планомерная работа по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса. Практически всё, что запланировано – выполнено. Большим плюсом в работе для меня была согласованность в работе с администрацией. Помощь в организации и проведении психологических занятий (расписание), согласованность в действиях – немаловажный аспект в работе.

В новом учебном году будут поставлены следующие цели и задачи:

1. Усилить психолого-педагогическую поддержку категории детей с нарушением поведения с эмоциональной нестабильностью.  

2. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью  адаптации учащихся к условиям современного общества.

3. Продолжить проведение занятий по программам:                                 

  • «Маленькие ступеньки» для уч-ся 1 класса.
  • «Успешный ученик» для 4 класса.
  • Программа групповых занятий «Новая ступень» для 5 класса (адаптация к новым                школьным условиям).
  • Профессиональное самоопределение «Мой профессиональный выбор» 9 класс.

4. Осуществление всеобуча для педагогов и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребёнку.

5. Особое внимание уделить углубленной работе  по пропаганде здорового     образа жизни.

 

Новости

Материал «Информирование общественности о деятельности образовательной организации», размещен на Едином информационном образовательном портале Кузбасса (http://portal.kuz-edu.ru). Информация представлена в разделах: Руководителю, Методисту, Педагогу, Родителю, Ученику – Оценка качества образования (материалы для обсуждения) или в Меню -  Оценка качества образования.

Авторизация